Александр Коростелев

 

«Черный квадрат». Лекция для детей.

 

        Речь пойдет о знаменитой работе Малевича «Черный квадрат» и о беспредметном искусстве вообще. Итак, в 1913 году художник Казимир Малевич выставил на суд зрителей картину, на которой был изображен черный квадрат на белом фоне и больше ничего. И эта работа ознаменовала начало эпохи беспредметного искусства. «Беспредметного» означает, что до сих пор искусство только отражало предметный мир, различным образом видоизменяя его. С началом же века художники начали поиски, не опираясь на видимый мир, не изображая традиционных пейзажей, портретов и натюрмортов, а как бы говоря, что и обычные пятна и линии несут в себе определенное состояние, определенную мысль. Иногда это искусство называют абстрактным, т. е. отвлеченным от действительности. Малевич был не один: музыку в живописи искал Кандинский, также вы, наверное, знаете похожие на носовые платки работы Мондриана. Да и у самого Малевича был не только «Черный квадрат», но и много других супрематических, как он их называл, невесомых, космических работ, состоящих из треугольничков, квадратиков и полосок. Однако именно эта работа ознаменовала новое направление в искусстве. Почему? Как ее понимать? Что она означает? И разве нельзя взять и самому сделать такой же квадрат, если он такой знаменитый? На эти вопросы мы и постараемся дать ответ.

          Для того чтобы понять, как воспринимать черный квадрат на белом фоне, я предлагаю посмотреть на четыре различные фигуры: замкнутую волнистую линию, окружность, круг и квадрат, наконец.

Обозначим их номерами и постараемся прочувствовать, какое впечатление вызывает каждая из них. При этом нельзя будет опираться на видимый, известный нам мир, нельзя говорить, что первая фигура похожа на облако, а вторая на колесо, представьте, что вы только что родились или находитесь на Луне, ничего земного не видели. И тогда вы придете к выводу, что первая фигура более свободная, необязательная, фривольная, расслабленная и тому подобное. Это как проснуться утром, лениво открыть глаза, подняться, сунуть ноги в мягкие тапки, надеть махровый халат и идти пить кофе. У меня дома кофейная чашка как раз такая волнистая полупрозрачная, и ее форма очень соответствует расслабленному непроснувшемуся состоянию. Я всегда, когда пью кофе по утрам, думаю, насколько удачна ее форма. В общем, это фигура отдыха.

          Но вот вы немного взбодрились, кофе привел вас в чувство и вы почувствовали прилив энергии. Окружность соответствует этому: она более строга, собранна, здесь нет никаких блужданий для глаза, все подчинено одной формуле, хотя и простой, но весьма жесткой.

          Отличие третьей фигуры от второй – это отличие пятна и линии. В данном случае, круг и окружность. Итак, пятно всегда сильнее, чем линия, всегда производит большее впечатление. Это аксиома. Некоторые могут возразить: если взять легкое акварельное пятно и черную жирную линию, например, черной тушью, то впечатление от линии будет больше? Да, говорю я, но ведь надо брать один материал: если акварель, то - акварельное пятно и акварельная линия, если тушь - то тушь. И тогда всем будет очевидно, что «пятно сильнее линии». Пятно и линия – это основа беспредметного искусства, его можно так и называть – искусство пятен и линий. Это и арсенал любого художника, то, чем он пользуется, это его язык. Пятно характеризует поверхность, линия – направленность и ритм. Придумайте новую поверхность и новую линию – будете великим живописцем или графиком. Прежде чем увидеть, что изображено, мы чувствуем пятна и линии. Если вы хотите изобразить отдыхающую девушку, советую изобразить ее просто мягкой линией: такое изображение будет соответствовать тому, что изображено. Наоборот, изображая борцов в спортзале или что-то  требующего сильного впечатления, используйте пятна!

            Квадрат, в отличие от круга, имеет еще несколько усиливающих впечатление элементов, а именно: четность сторон, равенство частей, максимальные повороты на 90 градусов. Все это - элементы силы. То есть квадрат – наиболее сильная фигура, и художник минимумом средств добился максимального впечатления. Неслучайно последующие свои работы он подписывал маленьким квадратиком, ставя, как бы твердую точку. Он знал, что делал. Неслучайно многие статьи в журналах заканчиваются маленьким черным квадратиком. Квадрат стал моден. Малевич открыл фундаментальные основы. Некоторые говорят, мол, просто черный квадрат похож на камень, а волнистая линия - на облако, поэтому и вызывают соответствующее впечатление. Нет, говорю я. Это камень имеет свойства квадрата, а именно: угловатость формы несет напряжение, опасность; кучность (то есть примерное равенство сторон) характеризует тяжесть, а не наоборот. Форма первична, форма абсолютна, и этот закон открыт Малевичем. Форма касается не только визуального. Возьмите музыку и сравните, например, ритм марша и вальса. В одном – четыре четные, равные части, как элементы силы. В другом – три, из которых - одна основная, две подчиненные. Это звучит гораздо мягче. Можно взять и архитектуру, можно взять балетный танец, везде одно и то же. Форма работает одинаково.

            Могут спросить, почему квадрат черный? Ведь черный цвет – это тишина, покой, это нулевая энергия? Все верно. Черный, потому что на белом фоне, потому что мы привыкли писать черным по белому, потому что бумага белая, а здесь холст, соответственно. Имеется в виду максимальный живописный контраст (белое - черное) в соответствии с максимальной графикой (квадратом). На самом деле было бы правильнее, если бы квадрат был белым на черном фоне. В Нью-Йоркском музее современного искусства есть белый квадрат на белом фоне. Тоже работа Малевича. Там нет живописного контраста, и это плохо. А каким еще мог бы быть квадрат? Черный и белый – это тон. Можно использовать другие характеристики цвета, например, цветность: на зеленом фоне – красный квадрат или любые другие дополнительные цвета;

например, насыщенность: на сером фоне – яркий насыщенный квадрат;

например, поверхностность: блестящий – на матовом.

Могло быть смешение тона и цвета: красный – на черном. В изображениях Малевич (он писал не только абстрактные картины) часто пользовался этим живописным максимумом. Как народный павлово-посадский платок: на черном фоне – яркие цветы. Такие яркие платки надевали невесты, чтобы их зареченские женихи издали различали.

           А могло ли быть что-то кроме квадрата? Конечно. Такое же впечатление вызовет обычная клеточная шахматная доска. Такое же впечатление вызовет прямоугольная сетка. Лишь бы белое было равно черному и были квадраты.

           Итак, с «Черным квадратом» Малевича наступила эпоха беспредметного искусства. Это не означает, что кончились эксперименты с изображением. Они будут продолжаться всегда. Однако следует различать изображение, каким бы оно ни было, и абстракцию. Например, кубистические изображения Брака или ассоциативные Пикассо, отпечатки Ив Клейна – все это изображения. Нельзя сказать: «Абстракционизм Пикассо», потому что Пикассо - всегда изобразительный. Может, у него и есть абстрактные работы, каких я не знаю, но ничего нового в беспредметное искусство Пикассо не внес. У Пикассо свой великий вклад в искусство, а именно – ассоциативное изображение. Кстати, его первые ассоциативные музыкальные натюрморты тоже того же 1913 года. Какие же открытия в абстрактном искусстве последовали вслед за Малевичем? Мы сейчас не будем перечислять все, наша задача сейчас – дать примеры, научить чувствовать разницу между абстрактным и изобразительным. Например, возникло такое направление, как оптическое искусство – оп-арт, использующее всякие оптические иллюзии. Художник Агам придумал поверхность, меняющую свой цвет от угла зрения. Художник Фонтана – дырку и царапину. Очень бурно развился абстрактный экспрессионизм, особенно американский (Джексон Полок, Мозеруэл, Ротко), в отличие от европейского изобразительного (Отто Дикса, Эдварда Мунка). Появилась мобильная, саморазрушающаяся скульптуры. Стали использовать новые «посторонние» качества, например мягкость («Мягкий телефон») или соленость («Соленая плоскость»). Часто используют свет («Лазеры над городом»). Не все здесь пятна и линии, но они легко могут быть и в виде станковой картины, т. е. в виде поверхности и линии определенного свойства. Таким образом, с началом ХХ века началась история абстрактного искусства. Ей естественно не будет конца.  

        И вот еще пример. Двум художникам поручили сделать роспись на ипподроме. Один из них был реалистом, другой – абстракционистом. Первый изобразил скачущих лошадей, пригнувшихся всадников, пыль столбом за ними. А второй ничего не рисовал. Расстелил холст, разогнался на грузовике с бочками красок и, проезжая на скорости мимо, все это опрокинул на холст. Когда он поднял картину, то его цветовой сумасшедший поток, брызги красок, буйство цвета передавали скорость и экспрессию лучше, чем любые скачущие лошади.

Сайт управляется системой uCoz